Политики в республике не должны забывать о том, что по форме правления Молдова - парламентская республика, и властные решения принимаются на уровне большинства депутатов, а не конкретными государственными чиновниками или президентом.
Об этом доктор права, политолог Александр Кузнецов заявил в эфире студии Sputnik Молдова, комментируя формирование правящего большинства в парламенте страны, состоящего из депутатов фракций ПСРМ, партии "Шор", блока "За Молдову" и нескольких независимых народных избранников, а также неподчинение главы государства выдвижению Марианы Дурлештяну в качестве кандидата в премьер-министры. Санду в четверг вечером повторно предложила Наталью Гаврилицу на пост главы Кабмина.
"Мы не должны забывать о том, что у нас – парламентская республика. То, что мы хотим делать, – одно, а то, что говорит закон, - другое. Некоторые политики считают закон неправильным. Но мы не можем его игнорировать и трактовать как хотим. В таком случае в стране наступает анархия", – отметил собеседник.
Он уверен: некоторые законы в стране необходимо менять, но в парламентской республике желания президента мало что значат. Санду же ведет себя как глава президентской страны с некоторыми диктаторскими замашками.
Президент в Молдове, по словам собеседника, – фигура номинальная, у которой полномочий столько же, сколько у королевы Великобритании или у императора Японии.
"Глава молдавского государства не может диктовать парламентариям, каким образом назначать исполнительную власть. Я знаю, что мои слова многим не понравятся, но закон диктует свои условия", – подытожил собеседник.
Ранее в парламенте провалился вотум доверия предложенному Майей Санду кандидату в премьеры – Наталье Гаврилице. За ее программу и команду министров не проголосовал ни один депутат законодательного органа.
Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>
В дословном переводе с латыни люстрация означает "очищение посредством жертвоприношений".
Современная же политика предполагает в рамках люстрации запрет функционерам высокого ранга в течение определенного срока занимать должности в государственном аппарате, а также избираться в правительственные органы.
В идеале звучит красиво, в молдавской политической практике – не очень, поскольку все инициативы о необходимости люстрации многих молдавских политиков разбивались в парламенте о многочисленные и жаркие дискуссии. Почему произошло именно так?
Ответ на этот вопрос в эфире студии Sputnik Молдова дал доктор хабилитат политологии Виктор Жук.
"О необходимости принятия закона о люстрации в Республике Молдова говорят на протяжении трех десятилетий. Лучше было бы это сделать сразу после провозглашения независимости, запретить тем, кто сотрудничал с предыдущим режимом и дискредитировал себя, занимать государственные должности", - отметил собеседник.
По словам эксперта, недавнюю инициативу представителей Партии социалистов о необходимости люстрации некоторых политиков можно рассматривать сразу в двух плоскостях. Во-первых, 8 июня 2019 года парламент Молдовы принял декларацию, в которой говорилось о том, что страна была захвачена олигархами. Во-вторых, государственные институты в стране всегда распределяются по партийному критерию, во многих из них давно засели чиновники, о честности которых вряд ли приходится говорить.
"Инициатива о люстрации может иметь и искаженный характер, когда на место бывших руководителей страны пришли новые, но также назначаемые по критерию партийной принадлежности. Политическая ангажированность руководителей госучреждений в Молдове приводит к тому, что они функционируют на достаточно низком уровне", – добавил эксперт.
По мнению Жука, нынешнее неформальное парламентское большинство может принять закон о частичной люстрации в республике, но необходимо учитывать, какие периоды попадут под политическую "чистку" – только с 2016 по 2019-й, либо временной диапазон окажется более широким и начнется с 2001 года, когда руководство страной находилось в руках Партии коммунистов.
Политолог добавил: следует учесть и период управления Молдовой Демократической партией, поэтому люстрационные рамки должны быть значительно расширены и не сосредоточены лишь на трех годах.
Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>
С момента начала кровопролитного конфликта на Днестре прошло 29 лет. За это время раны у народа, живущего на обоих берегах, что называется, затянулись. Люди вновь общаются как до того трагического события, у многих есть родственники в приднестровском регионе, многие уроженцы левобережья учатся, работают и живут в Кишиневе и в других городах Молдовы.
Но говорить о политическом решении этого вопроса пока не приходится. Переговоры по сближению Кишинева и Тирасполя как будто застряли на мертвой точке, частично этому способствовала пандемия, но списывать все на опасность распространения коронавируса нового типа также не стоит.
Что необходимо сделать, чтобы продвинуться в решении Приднестровского конфликта? Ответ на этот вопрос в эфире студии Sputnik Молдова дал политолог, специалист по вопросам региональной безопасности Аурелиан Лаврик.
"Думаю, что те, кто наблюдает за ситуацией в Приднестровье и следит за этим замороженным конфликтом, понимают, что для его политического решения необходим диалог на уровне международных структур. Здесь необходимо учитывать позиции держав, у которых есть интересы в Восточной Европе", - сказал собеседник.
По словам эксперта, ни в коем случае в решение этого вопроса не должны вмешиваться представители военно-политических блоков, прежде всего НАТО и ОДКБ, переговоры должны вестись лишь с официальными лицами, политиками влиятельных государств, присутствующих в регионе со своими интересами.
"Поскольку сейчас наблюдается ухудшение отношений между Западом и Россией, ЕС и США ввели новые санкции, в таких условиях говорить о некой благоприятной обстановке, при которой эти геополитические игроки и их дипломатические представители смогли бы внести вклад в переговоры по Приднестровью, не приходится, поскольку отсутствует диалог между ними", - резюмировал Лаврик.
Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что на волне национализма страна присоединится к Румынии.
В 1992 году после попытки властей Молдовы силой решить конфликт в Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией.
Российские миротворцы были введены в зону боевых действий 29 июля 1992 года в соответствии с соглашением, подписанным президентами РФ и Молдовы.
Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>
В ходе разговора девушка пригласила президента России посетить открытие нового реабилитационно-досугового центра под Стрельной.
"Ну отлично. Выглядит, как еще один дворец, так что приеду. Только мне его не переписывайте", – ответил президент.Ранее команда оппозиционера Алексея Навального опубликовала фильм, в котором утверждается, что президент якобы построил особняк за 100 миллиардов рублей. Дворец находится на Черноморском побережье, недалеко от Геленджика.
Путин в свою очередь заявлял, что ничего из указанного в фильме не принадлежит ни ему, ни его родственникам.
Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>