AstraZeneca

Ученые нашли причину образования тромбов после вакцин AstraZeneca и J&J

(обновлено 18:20 27.05.2021)
Немецкие ученые обнаружили мутации, которые приводят к образованию тромбоза примерно у одного пациента из 100 тысяч человек.

КИШИНЕВ, 27 мая – Sputnik. Группа немецких исследователей нашла причину образования тромбоза после использования препаратов против коронавируса фармакомпаний AstraZeneca и Johnson & Johnson, говорится в препринте исследования ученых, опубликованного на сайте Research Square.

Согласно результатам, главная проблема связана с технологией аденовирусных векторов, на основе которой созданы обе вакцины против коронавируса. Препараты используют вирус простуды и воздействует на спайковый белок на поверхности вируса. Однако, по словам ученых, при введении препарат попадает не в жидкое содержимое клетки (цитозоль), а в само ядро. Там части шиповидного (спайкового) белка расщепляются и создают мутации, что препятствует слиянию с клеточной мембраной для процесса иммунизации. Отмечается, что именно эти мутации приводят к образованию тромбоза примерно у одного пациента из 100 тысяч человек, передает РИА Новости.

"Когда эти гены вируса находятся в ядре, они могут создать определенные проблемы", - цитирует издание Financial Times одного из авторов исследования, профессора Университета Гете во Франкфурте Рольфа Маршалека.

При этом вакцины фармкомпаний BioNTech/Pfizer и Moderna доставляют генетический материал исключительно в цитозоль, не проникая в ядро клетки. Немецкие ученые пришли к выводу, что есть шанс существенно снизить риск образования тромбов у пациентов, если изменить секвенирование шиповидного белка, тем самым предотвратив его расщепление и последующую мутацию.

По словам Маршалека, шиповидный белок в препарате J&J был уже в меньшей степени подвержен расщеплению, именно поэтому число случаев образования тромбов после этой вакцины было существенно ниже, чем после использования AstraZeneca.
Европейский лекарственный регулятор ранее предупредил, что при использовании вакцин AstraZeneca и J&J были зафиксированы единичные случаи тромбозов. Информацию об этом редком опасном побочном эффекте внесли в описание препаратов, а применяющим вакцины медикам поручено информировать пациентов и предлагать им наблюдать за своим состоянием после прививки.

Коронавирус в мае 2021 (203)
Видео: британские активисты приковали себя к дверям офиса AstraZeneca
Широкий жест ЕС: бедным странам пожертвуют миллионы доз вакцины от COVID-19
Почему вакцинация от COVID в Европе буксует: версия главы AstraZeneca
Медицинские работники в инфекционной больнице

Потерю обоняния при COVID-19 связали с разрушением мозга

(обновлено 18:07 21.06.2021)
Исследователи проанализировали данные обследований людей, перенесших коронавирус и прошедших МРТ мозга как до болезни, так и после.

КИШИНЕВ, 21 июн - Sputnik. Потерю обоняния при инфицировании коронавирусом связали с разрушением серого вещества мозга. Исследование проведено учеными из Оксфордского университета и опубликовано на портале препринтов medRxiv.

Авторы работы проанализировали данные обследований 394 человек, перенесших коронавирус с октября 2020-го по январь 2021 года и прошедших МРТ мозга как до болезни, так и после, пишет РИА Новости. Их сравнили с результатами контрольной группы из 388 человек, не болевших COVID-19. При этом учитывались такие факторы, как пол, возраст, национальность, индекс массы тела и показатели артериального давления.

"Мы обнаружили потерю серого вещества в лимбических областях коры головного мозга, непосредственно связанных с первичной обонятельной и вкусовой системой", — заявили ученые.

У здоровых участников исследования никаких изменений не было.

Чтобы проверить выводы, специалисты сопоставили данные по госпитализированным пациентам с переболевшими COVID-19 дома — значимых различий не выявили. При этом у тех, кто лежал в больницах, наблюдалась более выраженная потеря серого вещества в поясной коре, центральном ядре миндалевидного тела и некоторых регионах гиппокампа. Все эти области тоже связаны с памятью и формированием эмоций.

Ученые рекомендовали перенесшим коронавирус не пренебрегать своевременными обследованиями, поскольку даже в легкой форме инфекция способна спровоцировать поражения мозга.

Вирус

COVID-19 способен изменять клетки крови - ученые

(обновлено 13:00 21.06.2021)
Измененные клеток крови у тех, кто заболел коронавирусом нового типа, выявила группа исследователей из Германии.

КИШИНЕВ, 21 июн – Sputnik. Специалисты из Центра физики и медицины Макса Планка и Немецкого центра иммунотерапии обнаружили способность коронавирусной инфекции влиять на клетки крови, пишет РИА Новости. Исследование ученые опубликовали в Biophysical Journal.

Специалисты подвергли изучению более четырех миллионов клеток крови от 17 пациентов с острым COVID-19, 14 выздоравливающих и 24 здоровых людей (они послужили контрольной группой). Как показали результаты, коронавирус в долгосрочной перспективе может влиять на размер и жесткость красных и белых кровяных телец, а также приводить к деформации некоторых клеток.

Часть указанных изменений наблюдалась у пациентов спустя семь месяцев после госпитализации. Ученые пришли к выводу, что это одно из долгосрочных последствий инфекции, которое к тому же объясняет повышенный риск окклюзии сосудов и эмболии легких при COVID-19, а с другой стороны, дефицит кислорода в клетках.

Ранее ученые из Бирмингемского университета выяснили, что COVID-19 порой приводит к развитию синдрома Гийена — Барре. По данным исследователей, антитела, которые вырабатываются после инфекции, имеют схожие черты с теми, что вызывают аутоимунные болезни сердца и кожи.