Сахар, архивное фото.

Сладкий яд: как сахар незаметно вызывает почти наркотическую зависимость

(обновлено 19:15 18.01.2019)
Ученые рассказали правду о сахаре и его заменителях - почему эффект от употребления сахара сродни действию кокаина.

КИШИНЕВ, 19 янв - Sputnik. Около десяти лет назад появились научные данные о том, что сахар действует на человека примерно как кокаин. Прозвучали предложения разделить сладкоежек, словно наркоманов, по степени зависимости и лечить. Есть информация о том, что даже обычные сахарозаменители способствуют депрессии и аллергии. РИА Новости разбирается, как побороть пристрастие к сладкому и есть ли альтернатива сахару.

Зависимость или самовнушение?

Согласно работе австралийских ученых, любовь к сладостям сравнима с табачной и наркотической зависимостью. Как и кокаин, сахар повышает в организме уровень "гормона счастья" дофамина и улучшает настроение.

Со временем эффект сглаживается, и, чтобы достичь необходимой концентрации дофамина и не впасть в депрессию, человек постоянно наращивает "дозу" сладкого. Резкий отказ от десертов способен вызвать настоящую ломку, потому ученые предлагают лечить сладкоежек варениклином — препаратом от никотиновой зависимости.

Эксперименты на животных подтверждают эти данные. Крысы, долго находившиеся на диете с высоким содержанием сахара, демонстрировали все симптомы наркомании — вплоть до ломки и рецидивов. Также они проявляли склонность к алкоголизму и легче впадали в зависимость от опиоидов, чего не происходило с грызунами из контрольной группы, где рацион не менялся. Более того, крысы, попробовавшие и сахар, и наркотик, выбирая между ними, чаще предпочитали сладкое.

Однако, по мнению ученых из международного консорциума NeuroFAST, изучающих различные виды пищевых расстройств, зависимость от сахара — чисто психологический феномен, лечить ее надо не препаратами, а изменением отношения к еде.

Сладкий капкан

На то, что чрезмерная любовь к сладкому вредна для здоровья, указывают многие исследования. В эксперименте датских специалистов у 12 молодых мужчин, в течение двух недель съедавших по 225 граммов сахара ежедневно, возникли проблемы с сосудами: уровень кровоснабжения ног упал на 17 процентов, что соответствует показателям 65-летних. По мнению ученых, от недостаточного притока крови могли пострадать и внутренние органы — в частности, сердце и мозг.

Биологи из Йельского университета обнаружили, что сахар блокирует активность белка, необходимого для размножения кишечной микрофлоры, и это в дальнейшем приводит к различным осложнениям, в том числе ожирению. Согласно еще одному исследованию, чрезмерное потребление сахара способствует развитию рака прямой кишки, груди и мочевого пузыря.

"Сахар — простой углевод. Состоит всего из двух молекул, поэтому он очень быстро всасывается и попадает в кровь. Но, к сожалению, легкоусвояемые углеводы — это пустые калории. Они обладают энергетической ценностью, но иных характеристик, нужных организму, у них нет. Если для здоровых или относительно здоровых людей избыточное поступление калорий чревато набором массы тела, то пациентам, страдающим сахарным диабетом и не способным этот продукт правильно усваивать, он категорически противопоказан", — пояснила РИА Новости врач-эндокринолог Клиники лечебного питания, кандидат медицинских наук Юргита Вараева.

Натуральные и не очень

Главная альтернатива сахару — всевозможные сахарозаменители. Самый первый, сахарин, в 1879 году открыл химик Константин Фальберг и практически сразу наладил промышленное производство. Продукт быстро приобрел популярность: его прописывали от головной боли, ожирения и тошноты, а с 1907 года рекомендовали диабетикам.

Сегодня известно несколько сотен подобных соединений. Наиболее востребованы сахарозаменители натурального происхождения — фруктоза, содержащаяся в овощах, фруктах и меде, сорбит, который можно найти в яблоках, рябине и абрикосах, и стевия, получаемая из листьев одноименного травянистого растения.

"Стевиозид — уникальное соединение. Его молекула не является углеводом, но она слаще сахара в триста раз. Она практически лишена калорийности и абсолютно не влияет на содержание глюкозы в крови. На сегодняшний день это идеальный заменитель, который годится и для больных сахарным диабетом. Правда, из-за характерного травяного привкуса не всем удается перейти с сахара на стевию. Таким, конечно, лучше использовать искусственные сахарозаменители, тоже лишенные калорийности и не влияющие на уровень сахара в крови", — говорит Вараева.

То ли вредно, то ли нет

Об искусственных сахарозаменителях научные споры не прекращаются уже более двух десятков лет. Первые данные о возможной канцерогенности аспартама — именно он содержится в большинстве диетических продуктов промышленного производства — были опубликованы в 1996 году.

Тогда американские ученые предположили, что чрезмерное употребление этого синтетического заменителя сахара связано с некоторыми видами опухолей мозга. В 2006 и 2007 годах итальянские исследователи в экспериментах на крысах показали, что добавление аспартама в пищу приводило к развитию лейкемии и образованию лимфом.

Однако опыты итальянцев вызвали слишком много вопросов у научного сообщества. Многие специалисты указывали на недостаток информации и чересчур маленькую выборку. Некоторое время спустя американские ученые, проанализировав данные полумиллиона человек, заявили, что употребление синтетических сахарозаменителей не связано с возникновением онкологических заболеваний.

Жирную точку в спорах поставили британские специалисты. Изучив данные, собранные здравоохранительными службами в разных странах мира, и результаты экспериментов на животных, они не нашли никаких подтверждений пагубного влияния искусственных заменителей сахара на здоровье.

В Британии нашли способ делать из елок конфеты>>>

"На сегодняшний день нет данных, подтверждающих канцерогенность синтетических сахарозаменителей. Есть исследования, связывающие их с головной болью, депрессией. Некоторые из таких продуктов вызывают аллергические реакции. Но в большинстве случаев все эти эффекты дозозависимые. Практически для каждого искусственного сахарозаменителя определена максимальная суточная доза, и она довольно большая. Например, для аспартама — около двух граммов в день. Чтобы дойти до этой границы, надо быть большим любителем диетической газировки и вместо сахара везде добавлять аспартам", — объясняет Юргита Вараева.

По ее словам, при адекватных дозах искусственные сахарозаменители так же безопасны, как и натуральные. Но в идеале лучше обойтись вообще без них и ограничить потребление простых сахаров 50-ю граммами в сутки — в точном соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

"Но это не просто 50 граммов сахара, который вы насыплете в кружку с чаем или кофе. Это в том числе сахар, содержащийся в остальных продуктах вашего рациона. Если же вы большой любитель сладкого и у вас никак не получается урезать количество простых сахаров, тогда, безусловно, стоит пользоваться сахарозаменителями. Лучше всего — стевией. Можно употреблять и искусственные сахарозаменители, но умеренно", — подчеркивает эксперт.

вред, диабет, ученые, зависимость, сахар
Утро с нами! (528)
Дидык: что изменится в организме после отказа от сахара
Важно знать – какой сахар в Молдове будут есть зимой
Астероид. Иллюстративное фото

К Земле приближается астероид размером с две статуи Свободы

(обновлено 11:26 20.06.2021)
Астероид, длина которого составляет 187 метров, максимально сблизится с Землей в следующую пятницу, 25 июня.

КИШИНЕВ, 20 июн – Sputnik. Астероид, длина которого вдвое превышает высоту нью-йоркской статуи Свободы, максимально приблизится к нашей планете 25 июня. Об этом сообщает Daily Express со ссылкой на NASA.

Астероид 441987 (2010 NY65), размер которого составляет 187 метров, что, по оценке СМИ, опубликовавшего новость, в два раза превышает нью-йоркскую статую Свободы, движется со скоростью 13,4 километра в секунду.

В момент максимального приближения к Земле он будет находиться на удалении, в 15 раз превышающем расстояние от Земли до Луны, то есть более чем в пяти миллионах километров от нас. Тем не менее по классификации астрономов он может считаться объектом, сближающимся с нашей планетой.

астероид, Космос
К Земле приближается астероид стоимостью в миллиарды долларов
Российские академики рассказали, опасны ли пролетающие мимо Земли астероиды
Мы все умрем. Но это не точно

Образование будущего. Дистант, онлайн, нейросети, VR, нейроинтерфейсы

(обновлено 09:25 20.06.2021)
Подкаст о современной науке, ее достижениях и провалах. Вместе с гостями разбираем новейшие научные открытия, возможности, которые они дают, и опасности, которыми могут грозить человечеству.
Образование будущего. Дистант, онлайн, нейросети, VR, нейроинтерфейсы

Чем отличается онлайн-университет от дистанционного вуза? Возможно ли полноценное образование полностью на удаленке? Какова истинная цель образования – обучить или воспитать? Чтение устарело? Когда VR и эдьютейнмент полностью вытеснят традиционное обучение? Как технологии сохраняют и даже приумножают знания и наследие давно умерших людей?

На эти и другие вопросы отвечают Елена Федорова, кандидат педагогических наук, международный эксперт в области дистанционного образования и научный журналист, блогер и писатель Илья Кабанов.

Слушайте подкасты РИА Новости.

Медали вопреки: "отличный" выпуск – 2021
Сколько учеников профессиональных школ Молдовы получили стипендии в этом году
Вероника Микле – яблоко раздора: в Минобразования раскритиковали примэрию
Палатка

Для безопасности участников марафона вакцинации от COVID установят палатки

(обновлено 15:21 25.06.2021)
В Кишиневе установилась очень жаркая погода, власти столицы побеспокоились тем, чтобы участники субботнего марафона вакцинации не страдали от жажды и не находились под палящим солнцем.

КИШИНЕВ, 25 июн – Sputnik, Алина Мунтяну. Все, кто в субботу примет участие в марафоне вакцинации против коронавируса в Кишиневе, будут обеспечены питьевой водой. Кроме того, в периметре у здания Дворца республики, где будет проходить марафон, установят специальные брезентовые палатки, чтобы люди могли укрыться в тени и получить медицинскую помощь, если это необходимо. Об этом Sputnik Молдова сообщили в кишиневской мэрии.

Марафон вакцинации стартует в 7 утра и продлится до 22.00, при необходимости он будет продлен. Всем желающим будут предложены для прививок российский препарат "Спутник V", а также вакцины AstraZeneca и Sinopharm.

Ранее в пятницу мэр Кишинева Ион Чебан заверил, что для надлежащего проведения марафона созданы все условия.

"Созданы все условия для хорошей организации мероприятия, как и на двух предыдущих марафонах. Очередь единая для всех, кто первый пришел – тот получил вакцину", - отметил он.

Синоптики прогнозируют на ближайшие 24 часа в Молдове повышение температуры воздуха, в связи с жарой выпущен "желтый код" погодной опасности. Ожидается +28... +31 градус на севере, от +29 до +32 в центральных районах и от +30 до +33 градусов на юге республики. В столице столбик термометра поднимется до отметки в +32 градуса.

Специалисты рекомендуют избегать пребывания на солнце в жаркие дни с 11.00 до 17.00.

вода, палатки, Спутник V, Кишинев, жара, марафон, коронавирус