Лаборатория.

Биомолекулы, подавляющие все коронавирусы: открытие российских ученых

Существует семь коронавирусов человека. Четыре из них широко распространены и проявляются в виде обычной простуды, три других вызывают опасную для жизни атипичную пневмонию и другие осложнения.

КИШИНЕВ, 14 сен — Sputnik. Исследователи из НИУ "Высшая школа экономики" обнаружили молекулы микроРНК, потенциально способные подавлять репликацию всех коронавирусов человека, в том числе SARS-CoV-2. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ.

Существует семь коронавирусов человека. Четыре из них — HCoV-OC43, HCoV-NL63, HCoV-HKU1 и HCoV-229E, широко распространены и проявляются в виде обычной простуды, три других — MERS-CoV, SARS-CoV и SARS-CoV-2, вызывают опасную для жизни атипичную пневмонию и другие осложнения.

Ученые биологического и биотехнологического факультетов НИУ ВШЭ во главе со Степаном Нерсисяном и Александром Тоневицким выявили четыре семейства микроРНК человека — небольших РНК, отвечающих за регулирование экспрессии генов — у которых есть сайты связывания со всеми этими вирусами.

После того, как вирус попадает внутрь здоровой клетки, он начинает активно взаимодействовать с внутриклеточными биомолекулами, среди которых есть микроРНК, потенциально способные подавлять репликацию вирусов. Связываясь с вирусной РНК, они разрушают ее. Мощная атака микроРНК может остановить распространение вируса, при слабом взаимодействии они замедляют его репликацию.

Вид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом
© AP Photo /
Вид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом.

Последний сценарий идет только на пользу патогену, поскольку помогает избежать быстрого иммунного ответа в клетке. Некоторые вирусы даже целенаправленно накапливают сайты связывания с микроРНК хозяина. Это становится их преимуществом: вирусы с большим количеством сайтов связывания лучше выживают и размножаются, что приводит к их эволюционному преобладанию.

Проанализировав взаимодействия вируса с микроРНК в легких мышей, инфицированных SARS-CoV, исследователи обнаружили, что инфекция приводит к восьмикратному увеличению экспрессии молекулы hsa-miR-21-3p. Эта же микроРНК обладает большим потенциалом подавления всех коронавирусов человека.

Ученые задались вопросом, почему вирус в процессе мутации не устранил в своей РНК сайты связывания с этой молекулой, которая при иммунном ответе нацелена на его уничтожение.

"Напротив, мы видим, что вирус накапливает их в своем геноме в процессе эволюции. Наши исследования показывают, что такие сайты присутствуют во всех коронавирусах человека и не претерпевают значительных мутаций. Мы предполагаем, что таким образом вирус использует эту микроРНК для замедления своей репликации на ранних стадиях заражения, чтобы задержать активный иммунный ответ", — приводятся в пресс-релизе университета слова Степана Нерсисяна.

На следующем этапе ученые планируют экспериментально проверить свои предположения, а также определить, способно ли искусственное введение или удаление микроРНК предотвратить размножение вируса.

Исследователи надеются, что открытые ими микроРНК в будущем можно будет использовать для создания новых препаратов и методов лечения коронавирусных инфекций.

Коронавирус нового типа распространяется по миру (2001)
Ученые обнаружили мощную защиту от коронавируса
Коронавирусом болели еще в 2012 году: новая гипотеза ученых
Раковые клетки

Ученые нашли новый метод борьбы с раком

Новый метод борьбы с раковыми клетками разработали ученые из американского НИИ Санфорд Бернем Пребис.

КИШИНЕВ, 30 сен - Sputnik. Американским ученым удалось выяснить что, замедления роста опухоли можно достичь путем блокирования механизма построения комплексов ядерных пор. Именно этот механизм отвечает за транзит материалов в ядро клетки и из него. Блокируя этот механизм, можно оставить здоровые клетки неповрежденными.

"Мы показали, что неспособность построить каналы ядерных пор является разрушительной для быстрорастущих раковых клеток, но, похоже, не влияет на здоровые клетки, которые просто останавливают рост, а затем восстанавливаются", - отметил один из авторов исследования Стивен Сакума.

Учеными были проведены исследования на мышах, им были трансплантированы опухолевые клетки человека, которые не могут образовывать ядерные поры. По результатам эксперимента, у всех подопытных грызунов рост злокачественных новообразований значительно замедлился.

Данное открытие в будущем успешно приведет к формированию нового подхода к лечению агрессивных или метастатических форм рака, заверяют специалисты.

Онколог назвал симптомы, по которым можно распознать рак кожи
Рак крови: каковы первые симптомы страшной болезни
Спина бьет тревогу: ученые назвали необычный симптом рака у человека
Анализ крови на содержание сахара, архивное фото.

Прорыв в лечении диабета - к каким выводам пришли ученые

20176
(обновлено 19:52 29.09.2020)
Перепрограммирование клеток помогло ученым вылечить диабет первого типа. Читайте, как проходило исследование.

Молекулярные биологи из Швейцарии создали особую версию "перепрограммированных" клеток поджелудочной железы, способных производить инсулин и при этом оставаться невидимыми для иммунитета, пишет РИА Новости

"Мы выяснили, что модифицированные альфа-клетки привлекают гораздо меньше внимания со стороны иммунитета и реже разрушались им, чем полноценные бета-клетки. Благодаря этому даже через шесть месяцев после трансплантации псевдо-бета-клетки продолжали вырабатывать инсулин в ответ на приток глюкозы", — рассказывает Педро Эррера из университета Женевы (Швейцария).

Примерно десятая доля диабетиков страдает от относительно редкой формы этой болезни, получившей имя "диабет первого типа".

Она развивается не в результате нарушений в обмене веществ, а из-за разрушения бета-клеток поджелудочной железы, производящих инсулин. Они умирают не сами по себе, а из-за того, что их начинает атаковать иммунная система, по каким-то причинам считающая их "врагами".

По статистике ВОЗ, каждый год от диабета первого типа умирает около 150 тысяч человек, а общая численность его носителей составляет около 30 миллионов человек. На сегодняшний день нет способов предотвращения развития этой формы болезни, из-за чего жизнь больных всецело зависит от регулярных инъекций инсулина.

В последние годы ученые пытаются вылечить эту болезнь, используя различные типы стволовых клеток. Их применение осложняется тем, что иммунитет начинает атаковать новые бета-клетки сразу после того, как они появляются в теле подопытных животных, что фактически лишает подобные процедуры смысла или же делает их крайне дорогими для пациентов.

Эррера и его коллеги уже много лет изучают то, как ведут себя остальные клетки поджелудочной железы после того, как иммунитет "объявит войну" производителям инсулина. Недавно они обнаружили, что иногда остальные обитатели этого органа, альфа, гамма и дельта-клетки, отвечающие за производство других гормонов, начинают объединяться в некие подобие "островков" из бета-клеток.

После этого небольшая часть из них внезапно "перепрофилируется" и начинает производить инсулин, хотя и в относительно малых количествах, недостаточных для выживания животного или человека. Тем не менее, эта идея натолкнула ученых на мысль, что подобный процесс можно усилить и ускорить при помощи генной терапии.

Руководствуясь этой идеей, ученые набрали группу из нескольких диабетиков и здоровых добровольцев, извлекли из их поджелудочной небольшое количество альфа и дельта-клеток и начали "перепрограммировать" их.

Стали ли дольше жить люди на Земле - специалисты дали ответ>>>

Оказалось, что для их превращения в аналог бета-клеток необходимо принудительно включить всего два гена, PDX1 и MAFA. Подобные тельца, как отмечают ученые, внешне ничем не отличаются от нормальных альфа и дельта-клеток, но при этом их скопления ведут себя, как бета- островки, реагируя на колебания глюкозы в питательной среде и вырабатывая инсулин.

Работу этих клеток ученые проверили на мышах, генетически предрасположенных к развитию диабета первого типа. Как оказалось, трансплантация даже небольшого числа подобных перепрограммированных клеток полностью избавила их от проблем с сахаром и инсулином на протяжении всех шести месяцев эксперимента.

Столь успешное завершение эксперимента, как надеются исследователи, говорит о том, что скоро подобная методика лечения диабета первого типа будет доступна и всем людям.

20176